«Особенности развития детей старшего дошкольного возраста»
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Взрослый помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Взрослому уже не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, подтолкнуть к решению наводящими вопросами, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу, творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Старший дошкольный возраст благодатный для развития творчества, познавательной активности и интересов детей. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Для детей этого возраста важно подчеркнуть роль книги как источника новых знаний. Предметом особого внимания воспитателя является социально-нравственное развитие детей, становление окружающими. Взрослый своим поведением должен показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Взрослый должен подтолкнуть ребенка к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей. Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Поддерживая положительные действия и поступки, взрослый опирается на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети, интересующиеся событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран. Обсуждая с детьми эти проблемы, взрослый стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивее. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Главное - связать развивающейся интерес детей к новой социальной позиции ("Хочу стать школьником") с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового. Задача взрослых развивать внимание и память детей, формировать у них элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. У Вашего ребенка уже заложен фундамент интеллекта, и Вы являетесь свидетелем того, как возникает над фундаментом надстройка и с каждым днем становится все выше. К пяти годам уже возможно оценить характер малыша и индивидуальность, способность к творчеству, очень хорошо развиты фантазия и вымысел. Ребёнок способен сочинять сказки. Он перескажет книгу или фильм и отразит все то, что видит, а не то, что знал, - и это уже качественно новая ступень в его развитии. Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение и может объяснить, кто из героев ему нравится и почему. Он наблюдателен. Желая чему-нибудь научиться, ребенок способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более чем полчаса. Ребенок прекрасно знает, что такое правда, и в то же время нам рассказывает небылицы, граничащие с ложью, хотя обычно осуждает ложь у других. И все-таки он честен, наивен, чист и даже благороден. Он благодарен Вам за все и жаждет искренней любви. К шести годам Ваш ребенок обычно уже имеет собственное представление о красоте. С Вашей помощью он входит в мир прекрасного: музеев, театров. Он с удовольствием заучивает песни и начинает понимать классическую музыку. Теперь уже малыш рисует человека почти таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо с глазами, чтобы видеть; с ушами, чтобы слышать; ртом, чтобы есть, говорить, и носом, чтобы нюхать. У человека начинает появляться шея. На нем одежда, обувь. Ребенок вырисовывает многие детали. Чем больше Вы найдете сходства у нарисованного человека с настоящим, тем развитее наш ребенок и лучше подготовлен к школе. С пяти лет дети уже твердо знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять. В пять лет в воспитании мальчика необходимо доминировать отцу, а девочки - конечно, матери. После пяти лет частные общения со сверстниками нередко переходят в дружеские отношения. У Вашего ребенка появляются друзья, обычно его пола. Немаловажную роль при общении ребенка играет речь. Ребенок бегло излагает свои мысли. Рассказывая, интонационно организует речь. Он может подобрать синонимы, антонимы, определения, эпитеты, сравнения и уловить смысл простых пословиц, поговорок Способен оценить, как исполнялся стих. Найти ошибки речи у других, чуть позже - у себя. Свои познания он применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их координация. Теперь уже ребенок может выполнять одновременно два три вида двигательных навыков: бежать, подбрасывая мяч; ловить мяч, сев на корточки. Ваш ребенок ориентируется во многих бытовых вещах и ситуациях и даже в сложных отношениях в своей семье. Он много знает, многое умеет. Малыш созрел для разных видов обучения как личность. Еще немного и. он станет первоклассником